Заброшенная чукотка. Артефакты с чукотки Басов чукотка жж

Чукотка, как суровая и самая северо-восточная окраина России, практически неизвестна широкому кругу путешественников. При этом регион обладает прекрасным потенциалом для развития туристической отрасли, однако для этого необходима совместная работа общественности и власти. С чего стоит начать и в каком направлении двигаться корр. ИА «Чукотка» рассказал известный путешественник, блогер и общественный деятель Евгений Басов , объехавший почти весь регион и знающий о его преимуществах не понаслышке.

Отметим, что эта публикация открывает тему развития туризма в регионе и в дальнейшем будет продолжена.

Брендирование региона, как персональное, так и со стороны власти

- Евгений, когда ты увлекся описанием путешествий?

Оставалось найти ресурс. Соцсети не позволяли этого сделать, а стиль Живого Журнала подошел идеально – это, своего рода, онлайн-дневник. Долгое время я писал только о путешествиях, потом постепенно начал описывать повседневные вещи, затем подключилось и творчество. И потом все сформировалось в некую концепцию того, что нужно рассказывать о жизни на Чукотке.

Для меня это не новый опыт, поскольку по специальности я – историк. Краеведение привлекало меня еще с детства. Изначально я вел блог только для себя, потом пошла обратная связь. Именно она мотивирует писать постоянно, потому что блог интересен уже не только тебе, но и другим людям. Опять же почему мне нравится писать? Когда мы пишем – мы формулируем. Проживаем и проговариваем, что с нами случилось. Есть возможность вернуться, перечитать и заново переосмыслить то, что произошло с тобой. И когда я общаюсь с молодежью, то всем рекомендую вести дневник, потому что это как минимум, умение излагать свои мысли правильно и последовательно, а потом уже и показатель внутреннего роста.

У тебя в журнале часто мелькает тег – «Хранитель Чукотки». Это такая самоирония или уже определенное самосознание?

Идея не моя, а Иды Лейбовны Ручиной . Когда я в 2012 году перешел работать в Красный Крест, она поставила передо мной две задачи – развивать туризм и молодежное движение. Последним я занимаюсь практически всю жизнь, в 2006-м году организовал свою первую общественную организацию «След».

И если говорить о своем отождествлении с «Хранителем Чукотки» и корреляции этого термина с контентом блога, то я не могу полностью примерить этот образ на себя. В противном случае, придется говорить о почетном и обязывающем к чему-то названии. С другой стороны, когда ты достигаешь определенного уровня развития, начинаешь позиционировать себя как профессионал. Это хорошо накладывается и на характер – если будешь скромным и застенчивым, то не получится реализовать то, что нужно решать напористостью.

Я эгоист в хорошем понимании – то, что интересно мне, будет интересно и всем остальным, потому что я начинаю «гореть» и зажигать этим других. О Чукотке на то время было написано немало, но всю информацию приходилось собирать по крупицам, поскольку не было единого ресурса, который бы аккумулировал весь контент. Поэтому с какого-то времени появилось четкое понимание того, что я занимаюсь брендированием территории. Вообще, ведение блога занимает довольно много времени – около четырех-пяти часов в день. Речь идет не только о написании и публикации текстов, но и об аналитике других постов.

- Кто, помимо тебя, еще занимается персональным брендированием Чукотки?

Первый, кто приходит на ум – это Тимур Ахметов , который занялся этим еще раньше меня. Уже пару лет у него работает свой сайт. Тимур более профессионально, чем я, ведет проект, поскольку в студенчестве работал во многих московских издательствах. Для меня писательство и фотографирование – кардинально новые области, которые приходится осваивать.

Есть такой блогер Анатолий Кочнев , который пишет довольно узкопрофильно – о биологии. Но это его профессия. Хотя посты в ЖЖ появляются не так часто, как хотелось бы. Блогер из Провидения Антон Балацкий брендированием Чукотки не занимается, но у него великолепный блог по астрономии, в котором он описывает свои наблюдения и ведет просветительскую работу. Есть блогер и в Певеке - Юрий Капасёв . На Чукотке быть блогером довольно проблематично. Основная причина - очень «медленный» интернет, который еще и крайне дорог. К примеру, регулярное ведение блога на Чукотке обойдется вам в пять-восемь тысяч рублей в месяц.

Перейдем тогда к более управляемому брендированию – на уровне власти. Удается ли тебе находить точки соприкосновения с чиновниками в этом вопросе? Получается наладить сотрудничество, элементарно определиться, кто и за что отвечает?

С одной стороны, могу сказать, сотрудничество есть. С другой - представители власти не до конца понимают, что я делаю. Во многом это связано с тем, что в местном правительстве нет органа, который бы целенаправленно занимался брендированием территории. Отдельно взятые чиновники понимают, как это делать и для чего это нужно, но нет структуры, а если нет структуры, то нет и системности.

Чего бы хотелось? Возможно, тут снова пойдет речь о моей эгоистичности, но у меня есть ресурс, есть читатели. Это понимают и люди из власти. Но хотелось бы большей поддержки с их стороны, взять хотя бы помощь с оплатой интернета. Тем более что продвижение блога – чтобы о нем узнало гораздо больше читателей – тоже стоит определенных денег. Это раскрученный ресурс, которым можно и нужно пользоваться. Я за любое сотрудничество, если оно понятно, адекватно и целенаправленно. Пока что я наблюдаю проектную деятельность со стороны администрации, а хотелось бы увидеть системную работу.

На Чукотке есть места, где еще «продолжается» XIX век

Сегодня Чукотка узнаваема остальной Россией, в основном, в прицеле федеральных новостей. Но там речь идет сугубо об экономической повестке. Что можно рассказать интересного о регионе, минуя федеральную повестку? Чем будем завлекать туристов?

В местной туротрасли есть два уникальных явления – морские зверобои и географические точки. Больше в мире вы нигде такого не встретите. Понятно, что чукотско-эскимосский морзверобойный промысел в чем-то модернизировался (моторные лодки и ружья), но по-прежнему носит черты аутентичности. Вся технология сохранена – начиная от гарпунивания и заканчивая разделкой кита. Можно своими глазами увидеть многое из того, как это происходило в XIX веке.

- И туристы хотят на такое смотреть?

В век глобализации и унификации человек больше всего ищет как раз уникальность. И в современном мире найти ее в разы сложнее, чем, скажем, еще пятьдесят лет назад. Сегодня инаковость стала настоящим явлением. И за такой феномен люди готовы платить. Безусловно, иностранцам это гораздо интереснее, чем нашим соотечественникам, поскольку первые гораздо более искушены в путешествиях.

Хорошо, а как работает такой вид туризма? Например, в Перу на озере Титикака ты за определенную сумму можешь посетить рукотворные острова Урос, посмотреть, как их возводят, поесть форели и уплыть обратно. Здесь такой же механизм возможен, вплоть до организации тура?

Я уже все это делаю. Ежегодно организую туры в Чукотский район. Там можно посмотреть сразу несколько вещей. Во-первых, это морзверобойные общины, которые живут традиционным промыслом, что само по себе вызывает интерес. Во-вторых, сам процесс охоты на кита, в котором можно даже принять участие.

Пример из последней поездки в Лорино. Мы вышли из устья речки, и водитель сразу дал по газам, поскольку кит проплывал как раз возле села. В погоне принимало участие шесть или семь лодок. При этом мы сидим не в лодке для туристов, а вместе с охотниками, ты самолично ощущаешь все заходы и виражи. И даже кит порой от тебя на расстоянии протянутой руки. В эти мгновения ты переживаешь такой экстрим, какой вряд ли возможен в повседневной жизни. Охота происходит всегда очень азартно. И, безусловно, у туристов есть страховка, поскольку все, что связано с Чукоткой входит в зону риска.

Вторая сцена этого захватывающего спектакля – разделка кита, что тоже само по себе самодостаточное явление. Кита из воды вытаскивают трактором, и на добычу тут же со всех сторон налетают люди, которые с ходу приступают к ее разделке. Зрелище – не для слабонервных, но, с другой стороны, процесс разделки говядины тоже кому-то вряд ли доставит эстетическое удовольствие. Но это промысел коренных народов, настоящая жизнь, и ты видишь ее изнутри. Тут же можно попробовать китовое мясо, кожу. После того, как люди возвращаются из Чукотского района, то самое частое словосочетание, которое они произносят: другая планета.

- А как сами морские зверобои относятся к такой коммуникации?

У многих из них, например, у лоринцев, за долгие годы сложилась особая культура общения с туристами. Жители сел понимают, что им это тоже выгодно. С заработанных на турах денег морзверобои могут, например, купить новый мотор для лодки. Поэтому туризм – один из способов экономической независимости населения. В национальных поселках самая главная проблема – самозанятость селян. Если в городе экономическая жизнь еще есть, то в селе один из способов найти работу – устроиться в госсферу. А она строго регламентирована – и если положено по штату три кочегара, то их не может быть 50. Поэтому туризм на Чукотке, как и везде в мире, выполняет не только экономическую, но и социальную функцию.

Даже если мы сегодня будем тратить на развитие сферы больше, чем зарабатывать, продвигать ее все равно необходимо. Потому что давать людям деньги просто так или в виде пособий и субсидий – не выход. А если человек их зарабатывает, то ему становится интересно. Он не чувствует себя иждивенцем. И пусть даже условно в одно село приедет сто человек, а в другое – три, то это все равно будет показатель, по которому можно четко проследить самозанятость местного населения.

Тут мы сталкиваемся с одним из главных препятствий, которое мешает развитию туризма – большими расстояниями и неважной логистикой.

Возьмем, к примеру, Наукан – древнее заброшенное эскимосское поселение, которое находится рядом с мысом Дежнева. Там же рядом находится маяк, метеостанция. Наукан – не только очень красивое место, но и энергетически мощное. Ведь это место соприкосновения двух океанов, определенно - это одно из мест силы на Земле. Попасть туда можно только на лодке с морзверобоями. А до этого нужно долететь из Анадыря до Чукотского района. И здесь возникают определенные сложности, в виде проблем с билетами. К примеру, если у меня завтра появится хотя бы три туриста, то я не смогу привезти их в район, потому что вся туристическая история начинается в марте. И билеты можно купить только в тот день, когда открываются продажи. Через месяц достать что-то становится вообще невозможно, по сути, летом ты уже никуда не улетишь.

Но здесь очевидный выход кроется именно в шагах окружного правительства. Можно выделять на турпоток квоты по авиабилетам.

Именно об этом я и говорю. Я должен продавать определенный продукт, который включает в себя все. Не должно быть так, что я продал тур, а билетов для туристов уже нет. Поэтому, туризм должен стать для Чукотки приоритетным направлением, главным движущим экономическим показателем. Туризм вряд ли станет приносить доход казне больше, чем горная промышленность, но твердое второе место потенциально занять может.

- Вернемся к уникальным местам.

Первое и самое вкусное – мыс Дежнева. Это самая восточная точка Евразии, России. И есть очень большая группа туристов, которую влечет именно эта «самость». Они готовы приехать, сфотографироваться, поставить галочку. И не надо ничего дополнительного придумывать. В пятнадцати километрах от него находится село Уэлен – очень красивое место. Опять же, самое восточное поселение России. И зарабатывать тут можно реально на мелочах, вплоть до открыток, которые можно отослать своим друзьям. И именно из таких, вроде простых на первый взгляд фишках и складывается уникальное наполнение путешествия.

Вторая точка – пересечение 180-го меридиана и Северного полярного круга. Она менее раскручена, чем первая, но тоже вполне самодостаточная, потому что разделяет два полушария, географическая линия перемены дат. Третья – не столь очевидная, но заслуживающая право на существование – Певек – самый северный город России.

Дежневский узел для брендирования выглядит самым притягательным. Чукотский район - полностью сельскохозяйственный, и там есть определенные проблемы с занятостью населения. Но на его территории как раз находятся морзверобои и мыс Дежнева.

Есть объекты второго порядка, которые не уникальны, но вполне тянут на туристические фишки региона. Это оленеводческие объекты, бальнеологические источники – горячие ключи и рекреационный ресурс – гигантские ненаселенные пространства Чукотки. Именно там лучше всего ощущается звенящая тишина. Вообще, тундру можно описать разнообразными эпитетами, вплоть до дзена. Опять же трофейные охота и рыбалка прилагаются к фишкам региона.

Последними охотно занимаются так называемые «серые» туроператоры – люди, которые не афишируют свою деятельность. Но и это можно поставить на хорошие рельсы, чтобы приносило округу доход. Опять же возвращаясь к самозанятости населения. Охотничий ресурс в регионе просто колоссальный, а профессиональных охотников-егерей по пальцам одной руки, поскольку это крайне дефицитная профессия. В рамках развития туриндустрии региона было бы неплохо открыть тематические курсы по подготовке таких специалистов из числа сельской молодежи.

Чукотка «по карману» любому туристу

Во сколько сегодня обойдется такой тур для среднестатистического туриста? Почему я сегодня должен полететь не в условную Южную Америку, а на Чукотку?

Люди, которые летят на Чукотку, должны осознавать, куда они попадут. Сегодня здесь нельзя говорить о классическом туризме, в котором программные мероприятия выполняются своевременно и неукоснительно. Чукотский туризм - это путешествия, о которых писали в книгах конца XIX - первой половины XX веков. Вполне может случиться, что место к которому вы будете стремиться, так и останется «закрытым». Это может случиться по разным обстоятельствам: погода, техника, стихийное бедствие. Те самые явления, которые обычно называются форс-мажором. И к этому нужно быть готовым и принимать обстоятельства. На Чукотке совсем другая туристическая история, нежели чем в классическом туризме, нужно четко понимать, для чего ты сюда едешь. Иначе потом будет мучительно больно.

Возвращаясь к вопросу о стоимости туров, есть несколько ценовых категорий. Мой проект – чукотский outdoor – самый бюджетный вариант, это походный туризм (сплавы на байдарках, пешие и велотуры). Это ценовая категория в пределе до ста тысяч. Если клиент рассчитывает на транспорт, дальние поездки – то это категория от 250 тысяч. VIP-клиенты, увлекающиеся трофейной охотой, платят от полумиллиона и выше.

И опять же, чтобы чиновнику было понятно, зачем ему нужно развивать туризм, достаточно простой арифметики – каждый турист приносит в экономику региона от 50-100 тысяч рублей. Каждый организованный турист - это микроинвестор региона. С пониманием этой мысли становится все наглядно и понятно. Многие представители муниципальных властей в районах вообще не ориентированы на туризм. А ведь нужно вложить совсем немного денег, чтобы все начало работать. Взять самое простое – таблички и информационные указатели. Туристическая сфера - это экономический мультипликатор, рубль, вложенный в туризм, приносит пять-семь рублей в экономику региона, причем в разных сферах: транспорт, сервисные услуги, пищевая промышленность, кустарные производства.

Ставка на базовый туризм

- Какой туризм лучше всего развивать?

Чукотский туризм можно разделить на четыре категории. Первая – круизный туризм, приносящий самый небольшой доход бюджету. Да, туристов много, но почти все деньги уходят в пользу круизных компаний, которые находятся за пределами России. Но опять же, туристам, которые ненадолго высаживаются в поселках и селах, можно предложить сувенирную продукцию, которой почти нет. Есть небольшие изделия из кости, но они в большинстве стран запрещены к ввозу. Да и заходы таких лайнеров крайне нерегулярны.

Второй вид – outdoor в широком понимании этого слова. В эту группу входят охотники, рыбаки, туристы, передвигающиеся пешком. Третий – событийный, включающий в себя фестивали, праздники. И вот именно здесь можно и нужно развиваться. Сегодня многие праздники происходят ради них самих. Разумеется, социальную значимость таких мероприятий никто не отменяет, но в идеале каждый праздник регионального масштаба, на который тратится несколько миллионов рублей, должен если и не полностью самоокупаться, то хотя бы стремиться к этому. Фестивали можно сравнить со свадьбами. В народе говорят, хороша та свадьба, которая «отбилась». Взять тот же бразильский карнавал или OctoberFest в Германии. Здесь как раз и нужна медийная история.

Сначала эти праздники нужно отшлифовать, их должны делать профессионалы. Сегодня эта работа кочует от одного ведомства к другому. И когда чиновники занимаются организацией, то все получается именно по-чиновничьи, для галочки. Фестиваль - это бренд и его нужно продвигать. А помощниками в продвижении служат туристические компании, потому что взгляды чиновника, режиссера и туроператора на одну и ту же вещь могут сильно разниться. И мнение каждого из них стоит учитывать. Например, фестиваль нельзя делать в середине недели, его необходимо приурочить к транспортной схеме, он не должен «кочевать» из одного поселения в другое. И только тогда начнет работать механизм с самозанятостью – предоставление жилья, сервисные услуги, сувенирная продукция.

Четвертое направление – самое основополагающее для любого туризма – базовое. Речь идет о туркомплексах. Туркомплексы должны располагаться не в поселках, а в красивых пейзажных местах.

Насколько я знаю, одна из твоих идей как раз и заключается в развитии такого вида туризма. Расскажи об этом немного подробнее.

Изначально речь идет о небольших турбазах на 10-15 человек. Такие курорты должны быть многофункциональны, круглогодичны и труднодоступны. Понятно, что цена вопроса будет несколько выше, но это доплата за эксклюзив. Весь доход от базового туризма идет в регион. Наша задача – привлечь туриста на Чукотку, а сверхзадача – влюбить клиента в регион, чтобы у него появилось желание вернуться. Я знаю несколько состоятельных людей, которые приезжают сюда один-два раза в год. Они могли добраться до любой точки на карте мира, но выбрали именно Чукотку, каждый раз открывая ее с новой стороны.

И такие турбазы должны быть в каждом районе Чукотки. Охотничья изба на берегу озера или реки, горы, вечера у камина, проведенные в беседе с товарищами о том как они сегодня в минус тридцать ездили на рыбалку или наблюдали диких зверей. Исландия, Швеция уже прошли этот путь.

- О каких первоначальных инвестициях идет речь?

Речь идет о 20-30 миллионах рублей на одну базу вместе с техникой. В идеальной модели эта турбаза при правильном развитии выходит на рентабельность через четыре-пять лет. Важно понимать, что частный инвестор сюда не пойдет, пока не будет шагов со стороны государства.

На сегодняшний день необходимо запустить процесс организации туротрасли на Чукотке через создание туркомплексов. Тогда мы сделаем Чукотку туристической не на словах, а на деле. Лишь тогда отрасль начнет приносить реальную пользу для самих жителей. Большинство из них любит тундру, и даже временный приезд в город для них сложен – родные места «зовут» назад. Там все иначе, по-настоящему. В этих комплексах будут работать такие люди, как я – увлеченные тундрой, Чукоткой, природой.

Об outdoor-слете

Очень часто люди, живя в той или иной местности, не знают, какие достопримечательности находятся рядом. Не исключение – жители Чукотки. Мне же хотелось, чтобы они могли ближе познакомиться с природой родной области, ее спецификой. Так шесть лет назад родился outdoor-слет.

В Интернете размещаю информацию о маршруте. Откликается все, кому близок туризм, и мы отправляемся в многодневное путешествие.

У нас регион – дорогой, и стоимость коммерческого тура доходит порой до нескольких сотен тысяч рублей, но слет с самого начала был бюджетным вариантом, предполагающим минимальные расходы. Участники оплачивают только текущие расходы на билеты, питание и, если необходимо, проживание в гостинице. Я беру на себя полную организацию похода и сопровождение группы.

Каждый раз выбираю новый маршрут не только для ребят, но и для себя. Мне, как путешественнику, неинтересно ходить известными тропами и хочется снова и снова открывать и познавать Чукотку. Удивляться новым местам и разделять этот восторг со всей командой. За время существования проекта мы побывали в Проведенском, Анадырском, Чукотском, Иультинском и Чаунском районах.

Изначально предполагалось, что в слет будет вовлечена молодежь из разных населенных пунктов Чукотки. Со временем к нам начали присоединяться люди среднего и старшего возраста, а география участников значительно расширилась. За шесть лет в проекте приняло участие около шестидесяти человек из пятнадцати регионов России, Казахстана и даже Швейцарии. Некоторые из них по-настоящему увлеклись походами по региону и стали постоянными участниками.

О маршрутах

Путешествие имеет свою конечную точку. Например, в 2015 году участники outdoor-слета «Наукан» добирались до маяка-памятника Держневу. По пути побывали в заброшенных селах, где раньше жили эскимосы.

Два года назад наша цель была побывать в Иультинском районе на 180 меридиане, который делит Землю на два полушария: Восточное и Западное, и по нему проходит линия перемены дат. Так что мы имели уникальнейшую возможность одновременно находиться в сегодня и завтра.

В этом году отправились в Анадырский район, чтобы добраться до памятника природы – Тнеквеемской реликтовой чозенивой рощи, уникального растительного оазиса в тундре. Маршрут был сложный, и все зависело от ряда факторов: от погоды, уровня воды в реке, исправности техники. Много значит и сама команда. Все находятся в равных условиях и должны выполнять работу, которая обеспечивает еду, тепло, передвижение всех участников. За девять дней мы преодолели шестьсот километров на трех моторных лодках по рекам Канчалан и Тнеквеем. Часть обратного пути шли самосплавом.

О блоге

Бывая в экспедициях, случайно натыкаешься на какую-либо интересную информацию, начинаешь «раскручивать» тему, и узнаешь любопытные факты. О самых ярких рассказываю в «Живом Журнале» в своем блоге «Однажды на Чукотке».


За семь лет накопился обширнейший краеведческий материал. По образованию я – историк, и мне хочется сохранить те крупицы информации, которые в дальнейшем, возможно, будут утрачены. Так, часть моих материалов публикуется под тегом «города-призраки». На Чукотке близость США повлияла на закрытие нескольких населенных пунктов восточной части региона, где проживали чукчи и эскимосы. Еще ряд поселений были ликвидированы по экономическим причинам. До сих пор в мертвых городах и селах сохранились здания, и мне было интересно показать читателям прошлое региона.

В одной из экспедиций в заброшенный поселок зачем-то снял с дома табличку с названием улицы, и она положила начало небольшой коллекции. Сейчас у меня их - восемь с улиц Иультина, Мыса Шмидта, Беринговского, Красноармейского, Валькумея, Янраная, Гудыма, Апапельгино. Недавно в Анадыре во дворе дома сделал небольшую инсталляцию «Забытые улицы».

Часть постов, посвящена этнографическим зарисовкам, которые описывают быт северных народов. С этой точки зрения интересен традиционный промысел – охота на морского зверя, которая в России есть только у нас. Мне довелось видеть, как чукчи добывают кита, нерпу, лахтака, как строят национальную лодку – байдару, как добывают моржовые клыки, из которых делают сувениры.

Естественно, нельзя было не рассказать о людях нашего региона. Эти зарисовки публиковал под меткой «замечательные люди Чукотки». Кроме интернет-записок, о путешествиях по Чукотке я рассказываю на страницах книг. С 2013 года у меня вышло четыре авторские книги и один путеводитель по Чукотке в которым я был соавтором.

О Чукотке

С точки зрения туризма наша область – уникальная. Это начало России, самый ее восточный регион. Чукотка располагается и в Восточном, и в Западном полушарии. Самая крайняя точка Евразии тоже у нас. Чукотка омывается Северным Ледовитым, Тихим океанами и тремя морями Восточно-Сибирским, Чукотским, Беринговым, которое в регионе имеет самую длинную береговую линию.

В регионе большая территория сочетается с малой плотностью населения. Колорит региона будет чувствоваться в любом районе. Но не пытайтесь за один раз понять и прочувствовать Чукотку. Даже за один месяц это не удастся, настолько она разная. Ее нужно узнавать постепенно.

Здесь те, кто любит активный отдых, могут отправиться на охоту-рыбалку, в пешие походы, на сплавы. В этнотурах можно познакомиться с бытом и традициями оленеводов и морских охотников. Как таковых достопримечательностей на Чукотке нет, но можно выделить туризм интересных географических точек: 180 меридиан, мыс Дежнева и так далее.

Отправляясь к нам, туристы должны быть готовыми к нескольким моментам. Если вы любите комфорт, тогда это точно не ваш регион. Гостиницы, Интернет, общепит есть, но в районах могут не соответствовать высокому уровню притязаний. Очень своенравна и погода. Отправляясь на несколько дней, можно вполне «застрять» на пару недель.

Неподготовленным к чукотским реалиям туристам советую начинать с Иультинского района. Место – идеальное: простая логистика, насыщенный содержанием маршрут и относительный сервис. А вот чтобы по-настоящему ощутить прелесть Чукотки, нужно добраться до мыса Дежнева, где есть несколько знаковых локаций.

О развитии

В среднем наш регион посещает до полутора тысяч туристов, тысяча из которых это круизные туристы. Большинство этих туристов – иностранцы. Тех, которые приезжают по путевке или самостоятельно, не много, хотя потенциал у региона огромный.

При определенных усилиях туризм может стать второй по значимости после золотодобычи отраслью в экономике. Первое, и главное, необходимо субсидировать стоимость билетов. Чтобы долететь из Москвы до Чукотки, в лучшем случае потребуется тридцать тысяч. Даже если сократить стоимость на пять тысяч, то, уверен, поток туристов увеличится.


Проблематично развитие и без инвестиций в инфраструктуру. У нас нет туристических баз, крайне ограниченное количество гостиниц и предприятий общепита. Если в Анадыре, все это широко представлено, то в районах возникают определенные сложности. И таких пробелов множество.

Я считаю что туризм в нашем регионе – больше социальный проект, чем коммерческий. К примеру, некоторые мои маршруты пролегают через села, где живут представители коренных народов Севера. В большинстве населенных пунктов, как шутят сами жители, градообразующем предприятием является «Чукоткоммунхоз». Понятное дело, что о развитии экономики, привлекательности подобных сел для жизни, особенно для молодежи, речи идти не может. Происходит стагнация. Более-менее активный народ уезжает, и есть вероятность, что в будущем эти села останутся без жителей. В долгосрочной перспективе есть риск потерять эти населенные пункты. Туризм как раз и является тем локомотивом, который сможет потащить за собой приток инвестиций в экономику малых поселений, сделать место привлекательным, в первую очередь для самих же жителей.»

Делать пока нечего мне здесь, в Анадыре. Вся основная активность начнется позже. А прилетел я сильно заранее, потому что самолет из Магдана только раз в неделю. Поэтому пока развлекаю себя как могу.

С утра поперся погулять по городу. Ну интересно же. Хотя вчера до 12 ночи уже гулял. Красил город, я же резист, должен отвечать этому высокому званию. А сегодня позавтракал, и опять пошел. Только фотик взял с собой. Хотел город поснимать. Но не удалось. Сегодня в Анадыре туман и морось.

Морось - это такой вроде бы дождь, но не дождь. Просто туман и в нем куча мельчайшей взвеси воды в воздухе. Идешь, не зги не видно, а на тебе оседает куча воды. Поэтому толком поснимать город сам не удалось. Единственное что получилось, это выйти к порту Анадыря во время просветления погоды. Там фотик и достал. И не пожалел - объясню почему ниже.

А пока - немного порта - сердца города. И да, как обычно, все кто бывает на Чукотке - фотографируют цены в магазинах. Это же шок и сенсация. Поэтому я тоже их пофотал! :)))

Сердце Анадыря, не боюсь преувеличить. Город на краю земли, который снабжатеся только морем в период открытой навигации. Магадан тоже морем снабжается - но у нас хотя бы навигация круглогодичная. А здесь зимой - швах. Не пробится. Арктика. Сейчас навигация уже началсь, но судов в порту нет пока. Хотя свежие продукты уже завезли. Во всяком случае - помидоры с огурцами уже есть в магазинах.

В поту много старых судов. На метал их, что ли режут, не знаю. А может, обслуживают на берегу, а потом выпускают в море.


Очень удивился этим объектам на другом берегу лимана. Ветрянные электростанции. Не знаю - работают ли, но судя по обшаропнности общей - скорее всего нет. А жаль. Ведь как круто было бы...


Прошел чуть дальше - увидел двух девочек прогуливающих школу восторженно чего-то орущих. Подошел поближе - и понял причины их волнения. Белухи. И много. Очень много. Появлялись и исчезали. Некоторые с детенышами. Очень грациозное животное на самом деле. Залип на них смотреть минут на 30. А вчера, пока шли на катере из порта - их не видел.


Сильно пожалел - что оставил в хостеле телевик. Так бы детали рассмотрели бы. Но не судьба. Может в следующий раз.


Вот такие грациозные животные с дыркой в голове. Кстати, очень хорошо слышно, как они дышат и выбрасывают воду через эту дырку. И приятно наблюдать их именно в естетсвенной среде. Единственно, над чем задумался - это о вопросе - как их воспринимают рыбаки Анадыря? Ведь они наверняка воруют рыбу из сетей.


Наблюдаем.


Ну а дальше опять все заволокло туманом и моросью. Спрятал фотик, и пошел в магазин контролировать цены. Огурцы и помидоры. Огурцы - 495 рублей. Помидоры черри 295 рублей. А вот московские помидоры подороже - 550 рублей... Негуманно, но это Чукотка!


Увидел в супермаркете книгу . Тоже негуманно.


Окорок Венский - 795 рублей. В Магадане он рублей по 300-400. И вид у него - не такой уставший у нас обычно. Колбаски маленькие вверху по 130 рублей за 70 грамм. Мда. Даже для Магадана негуманно. Но что тут сделаешь... :)


Масло растительное, обыкновенное. 165 рублей за бутылку.


Нашел свой любимый Доброфлот. Правда, копченой сайры не увидел, а к печени минтая я равнодушен. Тем более за 165 рублей за банку.


Еще колбасец. 740, 970 и 1250 рублей в зависимости от вида. Ну, чо сказать - это Чукотка. Знал - куда летел. :)


Всякая кулинария местная тоже не очень гуманно стоит.


А вот оленина амгуэмская - дешевая относительно. 395 рублей за кг мороженного куска мяса. В Амгуэму я еще слетаю, поэтому брать не стал - там дешевле будет, точно знаю. Хотя, в принципе, можно было и взять. Пожарить стейк вечером из оленины - да сожрать, чем не ужин? :)


Рыба местная - дешевая. Ну это понятно. Местная же. Правда - навага страшная, как моя жизнь. Но ей сейчас не сезон, поэтому видать, с зимы осталась. Сиг за 270 рублей - недорого. Клешни краба - в Магдане дешевле - рублей по 900 сейчас!


Выпечка. Около 450 рублей килограмм. Сладкое я не ем и в Магадане, поэтому даже не знаю - дорого это или нет.


В общем-то на этом закончил обзор цен, потому что позвонили с конторы и отвлекли. Надо было решать рабочие вопросы. Вроде отпуск, а все равно работа не отпускает. Но тем не менее - представление о ценах можно получить. Дорого или нет? Как по мне - с учетом удаленности от всего - да не сильно то и дорого. Народ на улицах не выглядит изможденным, значит покупает по этим ценам. Больше цен поражает на самом деле сильная урезанность ассортимента. Ну реально, мало всего, мало выбора. И вот вся эта скудость выбора+цена на то, что есть - и создает как раз картину - что все плохо.

Хотя на самом деле - для жителей Анадыря - это обыденность. Это не плохо, это вполне еще хорошо. Ведь навигация началась, это уже разнообразие. Зимой видно хуже все.

З. ы. Красную икру не сфотал - но она у них дешевле, чем в Магадане. У нас свежая сейчас по 5000 за литр, а здесь, на Чукотке - всего 2800. При этом у нас - только горбушовая пока, а тут - икра нерки. Она реально вкуснее - ну, кто разбирается - тот знает..

З. з. ы. Походу, с полетами на квадрокоптере над Анадырем пролечу, как год назад самый капризненький блогер рунета. Погоды нет и ветер постоянный! :(Печально. Может, в Эгвекиноте наверстаю...

Отправляясь на край России и Земли, я примерно так себе всё и представлял. За спиной путешествия по Сахалину и Камчатке, по другим медвежьим углам нашей страны. История везде одна: развалился Союз, всё просрали вслед.

Жизнь здесь на самом деле трудная, и на Чукотке даже веришь, что климат мешает строить дороги и нормально существовать городам: опять же, нет ни камня, ни дерева, главных строительных материалов.

В девяностые и двухтысячные люди стали массово покидать и без того малочисленный регион, оставляя после себя брошенные города и сёла.

*публикуется повторно*

1 На Чукотку советуют ехать любителям природы, поэтому я не очень ей проникся: невысокие сопки, из растительности лишь травка. Сверху ещё хорошо смотрится миллион озёр, но тундра довольно скучное зрелище. Из диких животных я встретил только семейство из трёх журавлей, севших отдохнуть.

То, что будет в репортаже дальше, может повредить вашу психику. Там — полная разруха в самом жёстком её проявлении. Я не искал помойки специально, я знаю, что такое можно наснимать в Москве (хотя на самом деле нет), и что нужно было приезжать в другое время. Если вы чувствительны к фотографиям глубинки России — пожалуйста, остановитесь на этой прекрасной фотографии с журавлями. Ибо просрано здесь на самом деле, практически всё.

2 Чукотский автономный округ долгое время был абсолютно закрытым и военным: да здесь и сейчас пограничная зона, по прилёту даже проверяют паспорта. А в советские годы настолько боялись американцев, что сделали весь непроходимый регион, где реально нет дорог, особой зоной. До Аляски здесь близко, 600-700 километров, но пешком или на транспорте проехать невозможно. Так вот, военные сидели на Чукотке под каждым кустом, и после них осталось знатное наследие: почти все заброшки до сих пор принадлежат Министерству обороны. Бочки — бывший склад горюче-смазочных материалов недалеко от аэропорта Анадыря.

3 Анадырский лиман делит всю округу на две части: собственно, город Анадырь по одну сторону, по другую — городской посёлок Угольные Копи, и с десяток заброшенных городков разной сохранности и удалённости.

4 Посёлок Шахтёрский. Самый близкий к Угольному, добраться туда можно легко и даже на легковой машине. К сожалению, историю поселения вам не расскажу, так как пишу этот текст из общежития, где никаким интернетом не пахнет.

5 Шахтёрский небольшой, буквально пара многоквартирных домов, и те трёхэтажки. Частный сектор был разбросан по окрестным холмам, но почти всё сгнило или растащили на стройматериы в другие селения.

6 Строить здесь на самом деле не из чего, в ход идёт всё: хочешь построить хороший дом — своруй что-нибудь в заброшенном. Так что не удивлюсь, если этот “недострой” на самом деле разобрали до основания.

7 Наверное, и в лучшие годы этот посёлок выглядел не очень, а сейчас-то…

8 Говорят, что покидали эти посёлки в связи с программой уплотнения: в Анадыре освободились квартиры, и людей просто переселяли в лучшие условия. Но почему многие тогда побросали свои машины, технику? В каких-то квартирах остались интерьеры….словно все бежали отсюда! Как в Припяти!

9 Какая-то особенная форма извращения, такое же было замечено и в Анадыре на окраине. Деревянные бараки-гаражи, на втором этаже теплица, а ещё в этих домиках умудрялись жить.

10 Посёлок на берегу моря. У кого-то курорт, а здесь разруха. Всё в таком состоняии не только из-за суровых зим, когда температура доходит до минус шестидесяти. Как раз во многом поскольку местные жители растаскивают всё, что плохо лежит.

11 Десятки автомобилей лежат и ржавеют, отравляя почву региона.

12 Лодка, которая уже никуда не уплывёт.

13 И сама вода лимана, смотрите, грязная и не вызывает желание окунуться.

14 Посреди мёртвого города стоит памятник Тимофею Елкову, первому чукче-лётчику, погибшему в Великую Отечественную. Бюст стоит на камушках…

15 На горе над посёлком Шахтёрский есть действующая радиолокационная вышка.

16 И недействующий аэропорт Анадыря. До того, как воздушная гавань стала располагаться в низине, возле Угольных Копей, гражданский аэродром был именно здесь: там хозяйствовали военные. От взлётной полосы ничего не осталось, она заросла. Здание аэропорта сегодня представлят из себя одну-единственную стенку.

17 Лет десять назад аэропорт выкупил человек, решивший развивать региональную авиацию. Успел купить один АН-2, и тут его убили. Самолёт до сих пор стоит.

18 Причём, в хорошем состоянии.

19 В кабине сохранилось очень многое, но украли крышу с кабины пилотов.

20 Какое-то техническое сооружение, может быть склад с керосином?

21 Вокруг такая феерическая помойка, где можно найти множество артефактов. Иногда хлам смотрится концептуально, я даже подумал, что где-нибудь в Европе это могло сойти за выставку современного искусства.

22 Собранные артефакты: олимпийский мишка, радионавигационные карты и календарь с голыми женщинами.

23 Вид на свалку, лиман, а вдалеке и сам город Анадырь. Здесь он кажется мегаполисом и центром Вселенной.

24 Вернёмся в Угольные Копи. Это самый большой город по эту сторону лимана, хотя половина его заброшена.

25 Получилось как-то так, что “гражданская” часть “Угольков” осталась жить, а всех военных вывели и половина города теперь лежит в руинах. Забегая вперёд, самое крутое заброшенное место возле Анадыря это посёлок Гудым:наберитесь терпения, про него будет отдельный репортаж.

26 Авиаторам-первопроходцам и защитникам неба Чукотки. Кто защитит его теперь, и главное — от кого? От себя-то не уберегли.

27 Если бы эти домики были чуть повыше ростом, можно было бы подумать, что это Чернобыль. Но и так смотрится зловеще и устрашающе.

28 Единственное обитаемое здание в районе, местный суд.

29 В конце квартала есть три жилые пятиэтажки. Представьте на секунду, каково жить здесь? С таким окружением, ещё и на краю Земли.

30 Ещё один тлеющий уголёк цивилизации на этом пепелище, православный храм. Только молиться-то и остаётся.

31 Местные жители.

32 Немного иначе обстоят дела в “живой” части Угольных копей. Обычно дома различаются по яркому цвету: здесь, в отличие от “материка”, дома всё-таки принято красить и поддерживать в хорошем состоянии.

33 В одном из дворов обнаружился ещё один памятник лётчику-чукче. И дом, построенный турками.

34 Приезжать ли отдыхать на Чукотку? Что здесь вообще можно делать? Я задаюсь этим вопросом третий день. И не знаю, что ответить. Но я рад, что увидел своими глазами и такую жизнь.